Главная » Статьи » Коробка скоростей

Коробка скоростей

Несмотря на все большую популярность настольных фрезерных станков с ЧПУ новейших моделей, у которых коробку скоростей заменяют встроенный прямо в шпиндель асинхронный электродвигатель и шаговые двигатели подачи (с изменяемой с помощью частотного преобразователя частотой вращения) – обычные модели также пользуются спросом. У последних коробку скоростей считают едва ли не главной частью привода станочного шпинделя. Ее предназначение – передача движения от электродвигателя к шпинделю и изменение у него частоты вращения.

Причем коробку скоростей либо встраивают в шпиндельную бабку, либо монтируют в отдельном корпусе и связывают со шпинделем муфтой или передачей. Преимущество встроенной коробки скоростей заключается в упрощении конструкции станка и его монтажа, а также в компактности привода и простоте его управления. Но есть и существенные недостатки. В первую очередь, такая коробка скоростей – источник вибраций и излишнего тепла и поэтому в большинстве случаев используется в станках с нормальной точностью. Для быстроходных и точных настольных станков нужна коробка скоростей в отдельном корпусе с обязательным раздельным приводом.

Для изменения скоростей и реверсирования вращения шпинделя применяются следующие типы коробок:

  • для станков средних размеров чаще всего используются скользящие блоки из 2-3 прямозубых шестеренок, которые двигаются по шлицам или направляющей шпонке вала;
  • для небольших настольных станков и станков-автоматов нередко используют привод с фрикционными муфтами, которые имеют электромагнитное или ручное включение. В этих коробках допускается использование шевронных и косозубых колес, чтобы иметь возможность переключать скорости на ходу;
  • для тяжелых станков в приводной коробке применяются кулачковые муфты и шевронные и косозубые колеса, которым нужны небольшие усилия включения и малые перемещения;
  • для специальных станков, автоматов и полуавтоматов применяют сменные зубчатые шестеренки, которые имеют небольшие габариты и позволяют регулировать скорость вращения шпинделя в большом диапазоне;
  • для малогабаритных и средних станков в приводе могут задействоваться механизмы бесступенчатого регулирования (вариаторы), которые способны обеспечивать плавное регулирование частоты вращения на ходу.