Главная » Статьи » Шпонка

Шпонка

Для того чтобы создать надежную передачу крутящего момента между втулкой и валом применяют шпоночные соединения. В них используется важный конструктивный элемент — шпонка. Основное достоинство шпоночных соединений – возможность сборки и разборки узла на отдельные детали. А вот, допустим, соединение с помощью натяга не требует никаких дополнительных устройств, но разъемным считаться никак не может. Наиболее часто шпонку применяют в соединениях вращающего вала со ступицей  шкивов или со звездочек (зубчатых колес). Но шпонкой можно зафиксировать вал от проворачивания в неподвижном корпусе.

По виду шпонки бывают:                      1

  • призматические;
  • клиновые;
  • сегментные;
  • тангенциальные;
  • цилиндрические.

Все их формы, размеры сечений подчиняются специальным стандартам, причем исполнения бывает самым различными: с двумя закругленными торцами, с одним закругленным торцом, с незакругленными торцами и другими видами. Стандартам подчинена не только сама шпонка, но и шпоночные пазы. В осевом 2направлении шпоночные соединения делятся на подвижные и неподвижные сочленения. Для надежной фиксации шпонки в подвижных соединениях обычно к валу крепятся с помощью винтов. С помощью направляющей шпонке по валу могут перемещаться шестерни или блоки шестерен, скользящая муфта и другие подвижные детали.

Применение призматических шпонок позволяет получать подвижные и неподвижные соединения. А вот клиновые и сегментные шпонки служат исключительно для образования соединений неподвижных. Выбор вида шпоночного соединения, как правило, определяется условиями его работы. К примеру, клиновые шпонки используются в таких неподвижных соединениях, у которых требования к соосности сопрягаемых деталей предъявляются невысокие. С помощью сегментных шпонок можно передавать небольшие вращающие моменты. Их козырь — простота в изготовлении и удобство при монтаже и разборке. Тангенциальная шпонка (как и клиновая) относится к напряженному виду и работает на сжатие. Соединение с ее помощью очень надежное, но и очень сложное. Этот вид шпонок используются в соединениях, испытывающих большие динамические нагрузки. Нередко, для закрепления на конце вала небольшой по весу детали, используют цилиндрическую шпонку. Она в отверстие устанавливается с небольшим натягом. Перед сборкой шпонку и шпоночные пазы в вале и втулке смазывают машинным маслом.